assolr (assolr) wrote,
assolr
assolr

Categories:

СОВМЕСТНЫЙ СЕМИНАР ВАДИМА АЛЕКСАНДРОВИЧА ЛЕВИНА ДЛЯ ДУМАЮЩИХ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ ))))))))))

7 - 8 - 9 НОЯБРЯ, 2013 Г.
ХАЙФА
ЛЕОН БЛЮМ 46 - САДИК "ТИП ТОП" (бывший "МОФЕТ")


запись по тел 054-6623011
Вадим Левин
ЧТЕНИЕ С МАМОЙ И С УДОВОЛЬСТВИЕМ
(о секретах стихов, сказок и… педагогики)
Введение: Почему возраст любви к поэзии завершается вскоре после поступления ребёнка в школу? (Загадка, которую Корней Чуковский поставил перед педагогами и родителями).
ЧИТАТЕЛЬСКАЯ БИОГРАФИЯ СОВРЕМЕННОГО РЕБЁНКА
ОТ КОЛЫБЕЛИ – ДО ПАРТЫ
(По ступенькам читательского развития).


проспект семинара:
Современный ребёнок становится читателем несколько раз. Первый раз – ещё в колыбели. Но надолго ли?
Когда чтение начинает доставлять радость ребёнку и обогащать его?
Детская поэзия – наследница первобытных обрядов общения матери с ребёнком

Изображение

ПОТЯГУШКИ И ТОПОТУШКИ. – Читатель первого года жизни
“Материнское чтение” новорождённому – эмоциональное непосредственное общение и первый шаг к духовному сближению взрослого с ребенком
Из ДЕДского репертуара (© Вадим Левин):
o​ “По тропинке, по дорожке” (топотушка)
Литература для самых маленьких – игры на двоих
Зачем читать ребёнку стихи, содержания которых он не понимает?
Чтение на вырост. – Методическая подсказка неопытным родителям: что и как читать новорождённому и младенцу?
Что даёт годовалому ребёнку материнское чтение?
Что будет после года?

ПРОБЕГАЛА МЫШКА В НОРКУ… – Раннее детство: от года до трёх
Для женского голоса: чтение со взрослым – праздничное общение и игра
Из ДЕДского репертуара (©):
o​  Мышка с коркой („Пробегала мышка в норку…“),
o​  Семеро утят („В озере играют семеро утят…“)
Что даёт чтение-игра ребёнку, которому от года до трёх?
Что будет после трёх?

ОКОЛО ОКОШКА СПИТ НА СОЛНЦЕ КОШКА… – Дошкольное детство: от трёх-четырёх до шести-семи
Стихи-игры на двоих, групповые игры в стихах и сказках, стихи для игры наедине с собой. – Методическая подсказка: что и как читать с детьми, которым от трёх до семи
Чтение в группе малышей и родителей
Методическая подсказка от Маршака („Детские стихи должны проверяться дважды!“ – сказал Самуил Яковлевич).
Стихи для игры дома (когда к ребёнку приходят гости), в детском саду, в литературном кружке:
​  „Стенка, стенка, потолок…“
Из ДЕДского репертуара (©):
​ Разговоры с мамами (загадка в лицах):
​ Первый разговор,
​ Второй разговор.
Игры, спрятанные в стихах (и примеры того, как мы извлекаем из стихов игры, которые там от нас прячутся):
​ Пугливые мышки (по Маршаку: „Вдруг! Раздался! Страшный! Звонннннн!“);
​ Сонный слон (по Токмаковой);
​ Было тихо (по Новелле Матвеевой).
Из ДЕДского репертуара (©):
​ Спящая Кошка („Около окошка спит на солнце кошка…“);
​ Уж („Уж бежал кривой дорожкой…“);
​  Паучок („Он по паутинке шёл издалека“);
​  Как зайцы дразнят лягушек.
Зачем Корней Иванович читал малышам русскую поэтическую классику и при этом ничего не пояснял?
Для дошкольника сказка – та же сюжетно-ролевая игра, только совершаемая в воображении.
Чему непреднамеренно может научить нас малыш, если мы захотим у него учиться.
Что даёт чтение дошкольнику?
Что будет дальше? Когда придёт “время для головы”?
Занятия литературой (восприятие и детское сочинительство) играют в жизни ребёнка ту же роль, что и ведущая деятельность этого периода детства.
Полноценное восприятие искусства на каждом возрастном этапе (в младенчестве, в дошкольном детстве, в юности) – это разные способы восприятия.
Причины, из-за которых младший школьник охладевает к стихам и сказкам. Может быть, главная причина связана с особенностями социальной ситуации читательского развития в младшем школьном возрасте?
„БУКВЫ, В ШКОЛУ СОБИРАЙТЕСЬ!“ – От чтения слушания к чтению своими глазами.
Стихи-игры и сказки-игры для обучения чтению. – Методические подсказки: как помогать малышу приобретать навыки чтения, не теряя дошкольной любви к стихам и сказкам?
Из ДЕДского репертуара (©):
​ „Азбука для Аннушки“;
​ Первый текст для самостоятельного прочтения;
​ Грамотные телята (“ударная” игра со стихами);
​ Чтение с помехами, которые… помогают, или Игры для начинающих грамотеев;
​ Уж;
​ “Буквы, в школу собирайтесь!” (Две сказки с секретами);
​ Чтение-игра;
​ Лиса и мышь (по Николаю Сладкову: партитура мячик-чтения – для двоих);
​ Маленькая сказка (по Геннадию Цыферову: партитура мячик-чтения – для группы). 30

II​  ОТ ПАРТЫ – КУДА? (Школьная развилка в читательской судьбе ребёнка: три траектории эволюции читателя в школьные годы).
(1) Горизонтальная траектория эволюции читателя: школьное обучение не влияет на читательское развитие.
(2) Нисходящая траектория эволюции читателя: школьное обучение вредит читательскому развитию и губит его.
(3) Восходящая траектория эволюции читателя: школьное обучение развивает читательские потребности и совершенствует читательские способности.

III​ МЕТОДИКА НЛО (Как обеспечить начальное литературное образование).
1​ Исходная идея НЛО – включение маленьких читателей в учебные литературные игры и открытие читателем „автора в себе“ (в ходе этих игр), а затем и в читаемых произведениях.
Педагогической опорой для воплощения этой идеи служат:
– читательский опыт ребёнка и формирование у школьника литературных предпочтений; участие взрослого в детских читательских переживаниях;
– литературное творчество детей, возникающее в учебных литературных играх;
– формирование детско-взрослого читающего сообщества и непосредственные эмоциональные реакции со стороны сообщества как социальное подкрепление успехов юных авторов.
2​ Виды занятий, формирующие у младшего школьника культуру чтения.
3​ Первый вектор читательского развития младших школьников – развитие читательского опыта и ориентировка в мировой библиотеке:
a​ „Просто чтение“.
(1)​ „Чтение-слушание“ и „Чтение своими глазами“: преодоление барьера. Примеры сценариев урока.
(2)​ „Чтение-слушание“: партитуры чтения, примеры.
(3)​ „Чтение своими глазами“: партитуры чтения, примеры.
b​ Работа с классной библиотечкой „Лесенка“.
c​ Занятия, направленные на создание детско-взрослого читательского (читающего) сообщества.
4​ Второй вектор читательского развития младших школьников – освоение элементарных художественных средств в качестве материала игры и попытки литературного творчества.
a​ Учебные игры (речевые и литературные) на разных возрастных этапах.
(1)​ Знакомимся. Тренировки для сноровки (развиваем память, наблюдательность, внимание, речь...).
(2)​ Театр для себя (этюды, инсценировки…)
(3)​ Что читаем, тем играем (игры, спрятанные в стихах и сказках).
b​ Цикл занятий „Секреты стихов и сказок“ (Заглядываем внутрь стихов и сказок: как они устроены?) Примеры сценариев уроков:
(1)​ Секрет первый. «Грохочет слово, словно гром» (звукопись).
(2)​ Секрет второй. «Родион, выйди вон!» (инструментовка).
(3)​ Секрет третий. «Квинтер, квантер, жэс!» (стихотворный размер, ритм).
(4)​ Секрет четвёртый. «Похожие хвосты» (рифма).
(5)​  Секрет пятый. «Что на что похоже» (сравнения).
(6)​ Секрет шестой. «Щука щуку укусила» (юмор в стихах).
(7)​ Секрет седьмой. «Не пиф! Не паф!» (художественная деталь).

c​ Детское литературное творчество.
5​ Открытие „автора в себе“ (а затем – и в читаемых произведениях) и развитие у школьника потребности в чтении подлинно художественной литературы. Уроки чтения после „Открытия автора в себе“:
(1)​ «Нивы сжаты, рощи голы» (стихи).
(2)​ Твёрдая «Косточка» (проза).
(3)​ «Прыжок» (проза).
(4)​ «Пожар» (проза).
(5)​  «Почему Чиполлино луковый, а Буратино деревянный?» (сказки).
6​ Совместное литературное развитие детей и родителей.
7​ Замечания о детском сочинительстве: неочевидные возможности и потенциальные опасности.
Что может быть в средних и старших классах?

Tags: Занятия с детьми
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments